Диагностика
и поиск неисправностей в системе климатконтроля 124/300Е 1988-1992 г.г.
(по данным Mitchell On
Demand)
В этом документе дана информация по системе
климатконтроля, которая устанавливалась на автомобили W124, выпущенные в 1988-1992 годах (на самом деле
она почти не изменилась до 1995 года). Системы, устанавливавшиеся в 1986-1987
годах несколько отличаются от описываемой ниже. Их основные отличия следующие:
-
в 86 году не
использовался сигнал датчика скорости
-
отсутствовала
возможность самодиагностики
-
вентилятор радиатора
включал контроллер компресора, а не контроллер климатконтроля
-
сигнал температуры
охлаждающей жидкости снимался с прибора температуры, а не со специального
датчика.
Разъем установлен рядом с
АКБ.
1- корпус
7- диагностика
2.1
Сопротивление
датчиков температуры (Ом)
Темпер |
Охл жидкость |
Нар воздух |
Салон |
Испаритель |
Отопитель |
0 |
|
|
|
30000-35000 |
|
10 |
|
5000-6000 |
18300-21500 |
18300-21500 |
18300-21500 |
20 |
5000-8000 |
3100-3900 |
11500-13500 |
11500-13500 |
11500-13500 |
30 |
|
1900-2300 |
7500-8500 |
7500-8500 |
7500-8500 |
40 |
|
1400-1600 |
4500-5500 |
4500-5500 |
4500-5500 |
60 |
900-1800 |
|
|
|
|
85 |
460-650 |
|
|
|
|
100 |
300-400 |
|
|
|
|
Примечание. Сопротивление датчика температуры, измеренное на разъеме контроллере климата на машинах до 1988 года выпуска отличается от указанного в таблице.
2.2
Ток потребления доп.
насосом охлаждающей жидкости- не более 1 А.
2.3
Сопротивление
клапана охлаждающей жидкости- 11- 19 Ом.
2.4
Сопротивление
клапанов управления заслонками- 50-80 Ом
2.5
Сопротивление
обмотки управления рэле 2-й скорости вентилятора- 50-80 Ом.
2.6
Сопротивление датчика
частоты вращения компрессора- 530- 650 Ом.
2.7
Сигнал на датчике
компрессора- min 0,3 В перем. (при 750 об/мин).
2.8
Сигнал TD- 8,5 В пост.
(при 750 об/мин)
Код |
Описание |
1 |
Неисправности не
обнаружены |
2/3 |
Датчик температуры
воздуха в салоне |
4/5 |
Датчик температуры
наружного воздуха |
6/7 |
Датчик температуры
испарителя |
8/9 |
Датчик температуры
радиатора отопителя |
12/13 |
Датчик температуры
охлаждающей жидкости |
30 |
Насос охлаждающей
жидкости |
31 |
Клапан охлаждающей
жидкости |
33 |
Блок управления
компрессором |
34 |
КЗ обмотки рэле 2-й
(большой) скорости вентилятора |
50 |
КЗ клапана заслонки «на
стекла» (длинный ход) |
51 |
КЗ клапана заслонки «на
стекла» (короткий ход) |
52 |
КЗ клапан заслонки «в
ноги» |
54 |
КЗ клапана заслонки
центральных сопел |
55 |
КЗ клапана обходной
заслонки |
56 |
КЗ клапана заслонки
«свежий/рецирк» (длинный ход) |
57 |
КЗ клапана заслонки
«свежий/рецирк» (короткий ход) |
-
Для проведения
диагностики вакуумной системы управления заслонками наиболее удобно
пользоваться ручным вакуумным насосом (например таким, как изображен на
фотографии):
-
Сопротивление
датчиков температуры, клапанов заслонок и клапана охлаждающей жидкости лучше
всего производить на разъеме контроллера. Для этого нужно демонтировать блок
управления климатом из приборной панели, отключить от него правый и левый
разъемы и, пользуюсь схемой, измерить омметром сопротивления непосредственно на
этих разъемах.
-
При проверке
клапанов заслонок следует иметь в виду, что, даже если сопротивление его обмотки
будет в пределах допуска, этоне означает, что он будет исправно управлять
пневмоприводом заслонки. Клапан может быть засорен, может закиснуть и тд.
-
Перед проведением
диагностики имеет смысл считать коды диагностики (например у дилера). Это может
упростить поиск неисправностей. При этом следует иметь в виду, что, даже если
система не выдает ни одного кода неисправности, это не означает, что никаких
неисправностей в системе нет.
-
Перед проведением
проверок электрических цепей имеет смысл убедиться в том, что система заполнена
фреоном. Это можно сделать в любой компании, занимающейся обслуживанием
кондиционеров. Признаком того, что в системе нет фреона (или его давление
слишком мало), является то, что ни при каких режимах не включается компрессор
кондиционера. Признаком того, что давление фреона слишком велико, является то,
что постоянно включен вентилятор радиатора на малую скорость.
5.1 Проверка уровня фреона в ресивере
-
Очистить окошко в
ресивере
-
Снять один из
проводов с датчика низкого давления (см схему)
-
Запустить двигатель
-
Включить кондиционер
-
Наблюдая за окошком,
подключить провод к датчику низкого давления
-
Сразу после
включения компрессора уровень фреона увеличится. При этом поток фреона,
наблюдаемый в окошко, не должен содержать пузырьков. То есть он должен быть
невидимым. Если есть пузырьки, то необходимо проверить герметичность системы и
давления в ней.
5.2 Проверка приводного ремня
При проскальзывании приводного ремня происходит
отключение компрессора. Для этого на контроллер компрессора (не путать с
контроллером климата) подается сигнал TD (частота вращения коленвала) и сигнал с датчика
частоты вращения вала компрессора. Если частота вращения вала компрессора
меньше частоты вращения коленвала двигателя (то есть ремень проскальзывает),
контроллер отключает электромагнитную муфту компрессора. При проверке ремня
нужно убедиться в том, что на нем нет следов масла, а также нужно проверить
натяг ремня и исправность натяжителя.
5.3
Проверка
производительности системы
Ниже приведена таблица
параметров системы (124.026/ .030)
|
|
Относит
влажность 40% |
Относит
влажность 90% |
||||
Т окружающего
воздуха, гр. С |
Т охлажд
жидк, гр. С |
Т возд из
центр сопел, гр С |
Низкое
давление, бар |
Высокое
давление, бар |
Т возд из центр
сопел, гр С |
Низкое
давление, бар |
Высокое
давление, бар |
20 |
99 |
6,0 |
1,1 |
18,3 |
10,5 |
1,6 |
20,8 |
22 |
100 |
7,0 |
1,2 |
18,6 |
12,5 |
1,7 |
21,2 |
24 |
100 |
9,0 |
1,3 |
19,0 |
13,0 |
1,8 |
21,8 |
26 |
101 |
10,0 |
1,4 |
19,5 |
15,0 |
2,0 |
22,0 |
28 |
101 |
11,0 |
1,5 |
20,0 |
17,0 |
2,1 |
22,6 |
30 |
102 |
12,5 |
1,6 |
20,8 |
19,0 |
2,3 |
23,2 |
32 |
104 |
13,0 |
1,8 |
21,3 |
21,0 |
2,4 |
24,1 |
34 |
105 |
13,5 |
1,9 |
22,2 |
23,5 |
2,5 |
25,0 |
36 |
107 |
14,5 |
2,0 |
23,0 |
25,5 |
2,7 |
26,0 |
38 |
110 |
16,0 |
2,0 |
24,6 |
28,0 |
2,8 |
27,4 |
40 |
113 |
17,5 |
2,1 |
26,0 |
30,0 |
3,0 |
29,0 |
5.4 Проверка системы управления компрессором
Перед проведением проверок системы управления
компрессором необходимо произвести следующий тест. Следует отметить, что
недопустимо принудительно запускать компрессор кондиционера, не произведя этот
тест, так как, работая без фреона (а значит и без смазки), компрессор очень
быстро выйдет из строя.
-
Включить зажигание,
нажать кнопку включения климатконтроля при котором должен включаться
кондиционер и установить задатчик температуры в положение «MIN»
-
Подключить щуп (+) вольтметра к (+) АКБ, а щуп (–)
вольтметра последовательно к контактам датчика низкого давления
-
Вольтметр должен
показать напряжение на АКБ (примерно 13В)
-
Если этого нет на
обоих контактах датчика, то неисправен контроллер климата или провод от ноги 7 левого
разъема до датчика низкого давления (см схему)
-
Если напряжение АКБ
нет только при подключении прибора только к одному контакту датчика, то либо
неисправен датчик, либо в системе кондиционера слишком низкое давление. В этом
случае необходимо измерить давления в системе и при необходимости зарядить
систему или устарнить утечку. Если после этого по-прежнему будет напряжение АКБ
только на одном контакте датчика давления, то нужно заменить датчик.
Если вышеприведенный тест прошел, а компрессор так и не включается, то
нужно произвести проверку систему его управления. Для этого нужно вынуть
контроллер компрессора (установлен в нише за АКБ) и:
-
Измерить напряжение
питания контроллера при включенном зажигании. Оно измеряется между ножками 5
(цепь 15) и 1 (цепь 31, корпус) колодки и должно быть равно напряжения АКБ.
-
Проверить сигнал
управления от контроллера климата. Для этого нужно при включенном зажигании
подключить (+) вольтметра к ножке 5 колодки, а (-) к ножке 10. Прибор должен
показать напряжение АКБ. Если его нет, то нужно проверить провод от датчика
давления до 10 ножки контроллера компрессора
-
Проверить работу
электромагнитной муфты компрессора. Для этого нужно замкнуть ножки 5 и 7
колодки контроллера компрессора и запустить на короткое время двигатель. При
этом компрессор должен работать. Если этого нет, то нужно проверить муфту и ее
проводку.
-
Проверить датчик
частоты вращения компрессора. Для этого нужно замкнуть ножки 5 и 7 колодки (как
в предыдущем тесте) и подключить вольтметр к ножкам 9 и 11 колодки, включив его
в режим измерения ПЕРЕМЕННОГО напряжения. Запустить двигатель. Волтметр должен
показать min
0,3 В (при 750 об/мин) Если этого нет, то нужно измерить сопротивление датчика,
подключив омметр к ножкам 9 и 11 колодки. Оно должно составлять 530-650 Ом.
-
Проверка наличия
сигнала TD
(частота вращения двигателя). Для этого нужно подключить (+) вольтметра постоянного тока к ножке 2 колодки, а
(-) вольтметра к ножке 1. Запустить двигатель. При 750 об/мин прибор должен показать
8,5 В. Если этого нет, то нужно проверить провод, идущий от ножки 2 до
контроллера зажигания.
Если все тесты пройдены, то неисправен контроллер компрессора. Его нужно
либо заменить (дорогой вариант), либо попробовать отремонтировать. Для этого его
нужно вскрыть и внимательно осмотреть печатную плату, особенно монтаж рэле, и
пропаять подозрительные места.
-
Для проверки схемы
включения вентилятора на высокую скорость нужно включить зажигание, замкнуть
ножки 11 (сигнал) и 12 (корпус) правого разъема контроллера климата (контроллер
должен быть снят). Эту операцию удобно совместить с измерением сопротивлений
датчиков температуры. Если вентилятор не запустился, то нужно проверить рэле,
предохранители 7 и D и провода (см схему). (На автомобилях до 1988 года выпуска проверка
выполняется иначе)
-
Для проверки схемы
включения вентилятора на низкую скорость нужно включить зажигание и замкнуть
контакты датчика высокого давления фреона. Если вентилятор не запустился, то
нужно проверить рэле, предохранители 7 и D, дополнительный резистор вентилятора и провода.
Датчик температуры воздуха в салоне установлен в плафоне освещения за небольшой решеточкой. От датчика идет трубка к вентилятору, который установлен в районе ящика для перчатк. Для проверки вентилятора нужно включить зажигание и приложить небольшой кусок бумаги к решетке. Бумага должна «присосаться» к решетке. После выключения зажигания бумажка должна упасть.
Сигнал датчика скорости используется контроллером
климата для уменьшения частоты вращения вентилятора салона при увеличении
скорости автомобиля. Для его проверки нужно при снятом контроллере климата подключить
(+) вольтметра к ножке 3 правого разъема, а (-) вольтметра к ножке 12 правого
разъема. Включить зажигание и сдвинуть машину с места (примерно на 1 м). При
этом должны быть видны переключения вольтметра от 1 до 11 В и обратно. Если
этого не происходит, то нужно проверить предохранитель 5 и проводку. Если это
не помогло, то нужно заменить датчик скорости, который установлен в приборной
панели (около входа троса спидометра). Можно попробовать его отремонтировать,
пропаяв контакты.